Особенности организации профессиональной ориентации с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Какие факторы необходимо учитывать при организации профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими особенности здоровья?
Традиционно при организации профориентационной работы с детьми и подростками учитывают следующие факторы:
- информированность о профессиях, особенностях профессиональной деятельности;
- интересы, мотивы обучающегося для дальнейшего выбора профессии;
- позиция родителей;
- влияние референтной группы;
- влияние средств массовой информации;
Но для лиц с особыми образовательными потребностями перечень значимых факторов значительно шире. К ним можно добавить следующие:
- учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
- психофизические особенности развития ребенка;
- необходимость создания специальных условий;
- необходимость соблюдения медицинских рекомендаций;
- формирование толерантного отношения к лицам указанной категории;
- необходимость привлечения специалистов сопровождения на различных этапах;
- более широкая информированность о вариантах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и психофизическим возможностям.
Таким образом, можно подчеркнуть, что профессиональная ориентация лиц с ОВЗ – это и система мероприятий: медицинских и психофизиологических; социально–педагогических; психолого-педагогических; организационно-управленческих; социально-экономических; общественно- социальных.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что процесс профессиональной ориентации и самоопределения особого ребенка будет иметь положительный результат, если родители примут активную роль в процессе проектирования и организации этой деятельности, в том числе с учетом привлечения широкого круга специалистов.